вторник, 21 апреля 2015 г.

Устройство RC автомодели


  • Шасси
Шасси — основная несущая конструкция автомодели. Изначально многие модели собираются на шасси типа «ванна» из АБС-пластика. Такое шасси внешне действительно похоже на низкую ванну, его высокие края по бокам сделаны для увеличения жёсткости.
Помимо формы «ванна», для шоссейно-кольцевых и дрифтовых автомоделей часто используют шасси построенные по типу «дек», где шасси по сути представляет собой ровную плоскую платформу. Плюсы данной конструкции — уменьшение веса, изменение аэродинамики и использование других, более лёгких и прочных материалов.
Шасси более высокого уровня делают из более продвинутых материалов, например шасси HPI Pro-D делается из карбона, а шассии TeamLosi XXX-SG+ делают из графита.
Некоторые фирмы выпускают шасси для дрифтинга, в них двигатель переносится в переднюю часть шасси для облегчения задней оси. Но, в общем-то, в управляемом заносе может ехать любая полноприводная модель, достаточно лишь установить специальные дрифтовые колеса с низким сцеплением.
При неправильной развесовке модель может уводить в сторону на старте, в прыжке с трамплина она не сможет лететь ровно и удачно приземлиться. В этом плане шасси различаются размещением самых тяжёлых деталей — аккумуляторных батарей, топливного бакадвигателя. Самая распространённая конструкция электромоделей — батарея на одной половине шасси, мотор, сервомашинка и электроника на другой.
Модель багги с электроприводом
Низкий центр тяжести важен для любого движущегося аппарата. В шоссейных моделях клиренс делается максимально низким, всего 3-5 мм. Иногда встречаются нестандартные решения — например у багги Tamiya DF-03 аккумуляторы размещаются продольно по центру шасси, максимально низко (так как это самый тяжёлый элемент модели), при этом карданный вал проходит сверху над батареей.[1]
Шасси для трофийных моделей представляет собой две параллельно расположенных прямых или изогнутых металлических балки. На которые, также как и на рамные конструкции грузовиков, навешивается мотор, сервопривод, амортизаторы и элементы подвески.
  • Подвеска
В простейших моделях устанавливаются фрикционные амортизаторы, где сопротивление сжатию создаётся за счёт трения штока о стенки корпуса амортизатора. Но в любой хорошей модели амортизаторы масляные, имеют различные регулировки. Различные производители предлагают огромный ассортимент различных силиконовых масел — от самых «жидких» (soft) (создающих минимальное сопротивление движению штока и поршня амортизатора), до самых «густых» (hard) (создающих максимальное сопротивление). Сопротивление определяется вязкостьюмасла и диаметром и количеством отверстий в поршне. Иногда устанавливают стабилизаторы поперечной устойчивости — специальные устройства, предназначенные для уменьшения крена корпуса модели и шасси относительно колёсных осей.
В моделях для трофи используют зависимую подвеску (мосты) с рессорная, как в Tamiya High-lift, или пружинная, как в Axial SCX10.
Ременной привод
Трансмиссия модели в основном повторяет устройство настоящих автомобилей. Большинство моделей имеют полный привод и два дифференциала на осях. Иногда добавляется третий, межосевой дифференциал.
Для передачи крутящего момента от двигателя к осям имеется два способа: карданный привод, ременной привод.
Слиппер (от англ. Slipper) — аналог сцепления, защищает приводные шестерниот знакопеременных нагрузок при прыжках и езде по неровной поверхности с пробуксовкой колёс.
  • Электроника
RC car electronics.JPG
На рисунке приведён пример электроники электромодели. (1) — Электронный регулятор хода, он управляет оборотами двигателя (4), к нему подключается ходовой аккумулятор через стандартный разъём (3). Кроме того, регулятор понижает напряжение аккумулятора со стандартных 7.2 В до 6 В и питает этимтоком приёмник радиосигнала (2). Приёмник, в свою очередь, посылает управляющие сигналы на регулятор и на сервомашинку (5), ответственную за поворот колёс. (6) — выключатель питания.
Модели с ДВС регулятора скорости не имеют, вместо него стоит вторая сервомашинка, приводящая заслонку карбюратора и привод тормозов. Небольшой бортовой аккумулятор подключается прямо к приёмнику. Модели с задним ходом требуют третий канал управления и третью сервомашинку, которая механически переключает коробку передач.
Гоночные модели могут оснащаться специальным чипом (транспондером) — датчиком для электронной системы хронометража.
Кроме того, доступен широкий ряд аксессуаров — работающие фары, стоп-сигналы, «неоновая» подсветка днища. Существуют звуковые модули, воспроизводящие работу мотора.
  • Двигатель
  • Источник энергии
    • Химическое топливо
    • Электрические аккумуляторы
  • Коробка передач и сцепление
Модели с ДВС зачастую оснащаются коробкой передач с двумя или тремя ступенями. Переключение передач происходит автоматически. Сцепление центробежное, срабатывает автоматически, то есть трогание происходит на определённых оборотах двигателя. Немногие модели не имеют заднего хода изначально, но их можно модернизировать, установив модуль реверса, управляемый с передатчика отдельным каналом.
Есть и небольшой класс электромоделей с коробкой передач. Это либо модели грузовиков с прицепами, способные перевезти несколько килограмм груза, либо джипы, которые могут взбираться на очень крутые поверхности.
  • Тормоза
Колеса со сплошным и обычным диском
Клипсы крепления кузова
В электрических моделях двигатель не только разгоняет, но и тормозит модель. Тормоза моделей с ДВС устроены по сходному принципу с тормозами настоящих автомобилей. Тут уже есть хотя бы один тормозной диск. На более сложных моделях уже 2 диска, есть возможность настраивать распределение тормозного усилия по осям, тормозные колодки делают из феродо.
  • Колеса
Шину модели не накачивают воздухом как на настоящем автомобиле, вместо этого между шиной и диском делается вставка из пенного наполнителя, её жёсткость заметно влияет на поведение модели. Покрышки для дрифтинга не имеют полости внутри, а являются целиковыми. Эта дисциплина характеризуется очень жесткими покрышками, зачастую для дрифтинга используют ПВХ трубы, обычно используемые в водопроводных системах. Колёсные диски в основном делаются из пластикаметаллические из-за большой массы используют в дисциплинах трофи, для понижения центра тяжести. Часто используют сплошные диски без спиц (dish type), уменьшающие аэродинамические завихрения.
  • Кузов
Кузов автомодели обычно бывает сделан из лексана, прозрачного поликарбонатного пластика. Кузов выходит достаточно тонким и лёгким, но при этом гибким, не боящимся ударов. Для гоночных шоссейных моделей можно найти очень низкие и обтекаемые кузова, лишь приближённо напоминающие реальные прототипы (модели-полукопии). Здесь «копийность» приносится в жертву скорости и низкому центру тяжести. Кузов крепится к шасси 4 небольшими металлическими клипсами. Кузова для дрифтинга и Трофи, наоборот, изготавливают с максимальной точностью.

Hop-Up

Модель с поврежденной подвеской
Hop-Up’ы, также апгрейды — это улучшенные детали для модели и сам процесс её тюнинга. Можно заменить практически каждую стандартную деталь. Во-первых, производители моделей сами выпускают такие детали. Во-вторых, существует немало фирм, создающих узлы для популярных моделей.
Как правило у моделистов возникает прямая потребность в тюнинговых запчастях. Во-первых, шасси для начинающих обычно имеют «бюджетную» начинку, к примеру, пластиковые приводные валы колёс, которые быстро ломаются. Очень популярное шасси Tamiya TT-01 «в стандарте» не имеет подшипников. Во-вторых, возможностей стандартного двигателя недостаточно для динамичной езды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий